Главная » 2016 » Ноябрь » 14 » Президент консорциума “Южный поток”: Нам нужно не финансирование ЕС, а равноправие с другими аналогичными проектами
09:54 Президент консорциума “Южный поток”: Нам нужно не финансирование ЕС, а равноправие с другими аналогичными проектами |
- Мы успешно продвигаемся по пути к намеченной цели - началу первых поставок газа в 2015 году, - сказал в интервью Марсель Крамер, президент консорциума “Южный поток”. - За последний год сделано очень много. Мы практически закончили подготовку технико-экономического обоснования морского участка будущего трубопровода и приступаем к созданию ТЭО для континентальных участков - как в России, так и в странах-транзитерах. Подписан ряд соглашений с газовыми компаниями и властями в странах на пути трассы. Число компаний, сотрудничающих с нашим консорциумом, растет изо дня в день, их число сегодня составляет уже 8. Что касается технических аспектов нашего проекта, то мы ожидаем окончательного утверждения маршрута трубопровода и ряд других ключевых решений. В настоящее время одной из самых актуальных задач является закрытие сделки по созданию СП для строительства морского участка. Ожидается, что инвестиционное решение по данному вопросу будет принято в следующем году. - Если решение по маршруту фактически принято, означает ли это, что уже можно точно казать, через какую страну пойдет газопровод – через Болгарию или Румынию? - В качестве базового решения можно назвать маршрут через территорию Болгарии, и по данному варианту отмечен значительный прогресс. Недавно был заключен контракт на ТЭО для Болгарии. Он был поддержан правительством страны и национальной компанией BEH. - Однако отношения между правительствами России и Болгарии сегодня не очень хорошие, в том числе и в энергетической сфере. Нет прогресса по проекту Бургас-Александропулос. Как вы думаете, это повлияет на реализацию проекта? - Я не политический аналитик, однако могу сказать, что для Болгарии выгод от нашего проекта очень много. Все зависит от того, какой маршрут будет выбран в качестве окончательного варианта. - Бюджет “Южного потока” составляет 15,5 млрд евро, что почти в два раза больше аналогичного по протяженнности Nabucco. Как вы можете это прокомментировать? - 15,5 млрд - это контрольная цифра, а не показатель, утвержденный в окончательном инвестиционном решении. Это решение будет принято позднее. Что касается расходов, их потенциальный объем подвержен в последние годы значительным подвижкам. Можно вспомнить, например, колебания цены на сталь. Поэтому я полагаю, что и бюджет Nabuссо еще будет скорректирован. Я не могу ответить на этот вопрос, потому что не знаю, какие конкретно затраты “забиты” в цифру 15,5 млрд евро. Однако, очевидно, что весь проект, с учетом морского и континентального участков будет стоить более 10 млрд, но менее 20 млрд. Это очень широкие ценовые параметры, которые, безусловно, будут заужены. - Каковы сроки окупаемости проекта “Южный поток”? - Необходимо иметь в виду, что проектом предусмотрено строительство четырех параллельных трубопроводных нитей. Поэтому планируется поэтапный рост мощности трубопровода. Базовый сценарий предусматривает выход к 2016 году на мощность в 15 млрд кубометров газа с технической возможностью увеличения мощности до 50-60 млрд кубометров газа в год к 2020 году. Объем транспортируемого газа определяет, в первую очередь, срок окупаемости проекта. То есть, чем больше удастся прокачать в первые годы, тем меньшим будет срок окупаемости. В окончательном варианте бизнес-плана эти параметры и будут определены. Кроме того, нам не нужно начинать с нуля, значительную часть нашего газа будет составлять топливо, перенаправленное с других маршрутов. Ныне заключаемые контракты и составят основу для окончательных расчетов мощности трубопровода. Часть газа будет направлено на хаб в Баумгартене (Австрия). Существует также возможность обмена газом из Баумгартена с хабами TTF в Нидерландах и NBP в Великобритании. - Какой объем газа идет ныне через Украину? - Точной цифры у меня нет, однако, если предположить, что это не менее 80% от всего газпромовского экспорта, то можно говорить о приблизительно 100 млрд кубометров. Приблизительно половину этого объема можно перекоммутировать на “Южный поток”. - Если Украина вдруг согласится на неоднократно предлагавшиеся “Газпромом” условия сотрудничества, не окажется ли так, что “Южный поток” станет не нужен? - Думаю, что нашему проекту это не грозит. Да, между Украиной и Россией продолжаются дискуссии, обе страны заинтересованы при любом сценарии в сохранении рабочих взаимоотношений. Но главной целью России является обеспечение технической, управленческой и финансовой надежности поставок газа. Вот почему и планируется “Южный поток”. Ведь газотранспортная система Украины сегодня находится в плачевном состоянии. Она старая, обветшавшая, на ней нет интегрированных управляющих систем. Реконструкция этих сетей требует значительных затрат. Прибавим сюда вопросы собственности, операторских функций, инвестиций, наконец, фактор политического вмешательства. В конце концов, могут ли на такую ситуацию положиться с уверенностью покупатели газа в Европе? Сложите все эти факторы вместе, и вы получите фактическое обоснование нашего проекта. - Вы не боитесь альтернативы вашему проекту в виде нынешних разработок “нетрадиционного” газа? - Весь вопрос в том, сколько такого газа будет добываться в Европе к 2020 году и после. Основываясь на нынешних данных по этому сырью, я не думаю, что фактор “нетрадиционного” газа как-то повлияет на реализацию проекта “Южный поток”. - Вы постоянно говорите о необходимости повышения статуса вашего проекта. Что имеется в виду? Вас ограничивают в доступе к субсидиям ЕС? - Я слышал, Йошка Фишер, ныне работающий консультантом Nabucco, утверждал, что этот проект получит миллионы, если не миллиарды евро субсидий от Брюсселя. Мне нечего тут сказать. Если правительства стран Евросоюза и Еврокомиссия хотят тратить деньги своих налогоплательщиков таким образом - что ж, это их право. Все, что мы хотим заявить - это то, что нельзя ставить в изначально невыгодное положение проект только потому, что он основан на поставках газа из России, давнего стратегического партнера ЕС. - В чем еще заключаются такие “изначально невыгодные условия” для вас? - Это касается, прежде всего, обнародованного в ноябре пакета предложений по инфраструктурной политике и другим направлениям политики ЕС, находящихся в стадии разработки. Возьмем, например, определение так называемых “приоритетных маршрутов”, то го же пресловутого “Южного коридора”. Сейчас получается, что если ваш проект в этот “коридор” не вписывается, то к нему будут применимы более жесткие разрешительные и регуляторные процедуры. И это - несмотря на тот реальный вклад, который проект вносит в безопасность поставок газа в Европу! - Какие неудобства для вашего проекта доставляет подобное положение вещей? - Участие в европейском “коридоре” дает массу поблажек: к вам более гибко относится регулятор, вы получаете доступ к привлекательному финансированию. Новые финансовые схемы, подготовленные Еврокомиссией для трансъевропейских инфраструктурных проектов и закрепленные в той части “энергетического пакета”, которая будет обнародована в июле, обеспечат отдельным из этих проектов облегчение многих процедур правового и финансового плана. Если про ваш проект решат, что он представляет общеевропейский интерес, то вы получаете преимущества - лучшее финансирование, начинаете быстрее остальных “стричь купоны”. Мы не уверены в правильности такого неравнозначного подхода. Мы не просим льгот или субсидий, ибо можем реализовать проект своими силами и с помощью наших партнеров. Мы просто хотим, чтобы нас поставили в равные условия с другими аналогичными проектами. И это проблема - не только для России. Другие крупные поставщики газа, например, Катар, также выражают опасения, что политические критерии будут положены ЕС в основу новых газовых проектов. Поймите меня правильно, я не против Nabucco. Крайне важно обеспечить для стран Центральной Азии возможность эксплуатировать свои ресурсы. Если они смогут найти коммерческие механизмы для этого - прекрасно, но зачем же давать им специальные преференции? Об этом пишет European Energy Reiview (продолжение следует).
|
Просмотров: 246 |
Добавил: irindi1989
| Рейтинг: 0.0/0 |
|